Могут ли мошенники списать деньги с заблокированной карты?


Мошенники постоянно находят новые способы обмана, один из них — списание средств с заблокированных банковских карт. Эксперты Центра цифровой экспертизы Роскачества рассказывают о новой схеме мошенничества и способах защиты своих финансов от подобных угроз.

Мошенники постоянно находят новые способы обмана, один из них — списание средств с заблокированных банковских карт. Эксперты Центра цифровой экспертизы Роскачества рассказывают о новой схеме мошенничества и способах защиты своих финансов от подобных угроз.

Как с банковской карты списываются деньги

Все расходные операции по дебетовой или кредитной карте проводятся в два этапа. Для того чтобы вы произвели оплату, банк (эквайер), обслуживающий торговую точку, отправляет авторизационный запрос в финансовую организацию, выпустившую карту. Затем ваш банк (эмитент) проверяет, действительна ли карта. При условии, что на карте достаточно средств, с нее происходит списание суммы покупки. Если пластиковая карта заблокирована, в операции будет отказано, но иногда происходит иначе.

Механизм кражи средств с заблокированной карты

Некоторые банки-эквайеры не присылают предварительного авторизационного сообщения. В таком случае с заблокированного счета средства списаться не могут. Если же операция выполняется, банк обязан сам оспорить снятие и вернуть деньги клиенту. Ошибки могут возникнуть и по другим причинам: если, например, эмитент не отвечает вовремя эквайеру. На случай возникновения технических проблем банки используют логическое резервирование по одобрению платежных операций. В данной ситуации статус карты проверен не будет и при списании денежных средств с заблокированной карты финансовая организация обязана вернуть деньги клиенту.

Именно такие ошибки банковских систем используют мошенники в своих целях. Они оплачивают товары и услуги, растрачивая деньги, оставшиеся на счете. Нередко ситуация усугубляется, если жертва не сразу замечает списание средств. К тому же, мошенники могут получить доступ к учетной записи в онлайн-банке или на сайте. Затем они попытаются изменить настройки карты, разблокировать ее или перенести в другой платежный инструмент, например, в электронный кошелек.

Существуют и другие виды мошенничества с банковской картой

Потенциальная жертва получает СМС-сообщение с коротким текстом о том, что действие пластиковой карты приостановлено. Ниже указан номер телефона «службы технической поддержки». Когда человек перезванивает по указанному номеру, ему отвечает злоумышленник, представившийся сотрудником банка, просит подойти к банкомату и диктует ряд действий, чтобы снять блокировку карты. После владелец «заблокированной» карты вводит и сообщает известные только ему данные, и с карты списываются имеющиеся денежные средства.

Еще вам может прийти СМС с таким же текстом и номером телефона, по которому помогут «разблокировать» карту. Скорее всего, мошенники предложат перевести средства на «безопасный» счет, с которого потом их якобы можно вернуть. В такой ситуации необходимо прервать диалог с мошенниками и позвонить по официальному номеру банка — сотрудники уточнят состояние вашего счета.

Помимо всего прочего, мошенники могут сами заблокировать вашу банковскую карту, получив доступ к мобильному банку или личному кабинету.

Соблюдение этих простых правил от Центра цифровой экспертизы Роскачества поможет вам не стать жертвой мошенников:

 Если вы заметили подозрительные транзакции по своему счету, незамедлительно свяжитесь с банком и сообщите об этом инциденте. Банк сможет принять меры для предотвращения дальнейших финансовых потерь;
 Обязательно удостоверьтесь, каков статус вашей заблокированной карты. Для этого нужно получить подтверждение о блокировке в отделении банка;
 Важно регулярно отслеживать операции по вашему счету и моментально реагировать на любые несанкционированные действия. Многие банки предоставляют онлайн-банкинг и мобильные приложения, которые позволяют следить за состоянием счета в реальном времени;
 Для входа в онлайн-банкинг нужен только логин, личный пароль или одноразовый код из СМС. При запросе на сайте любой другой персональной или платежной информации, например, номера банковской карты или мобильного телефона, покиньте сайт и напишите в техподдержку банка;
 Будьте внимательны при предоставлении личной информации онлайн или по телефону. Никогда не сообщайте номера карты или другие банковские данные по непроверенным источникам;
 Убедитесь, что ваше устройство защищено надежным антивирусным программным обеспечением и всегда используйте безопасные сети Wi-Fi при совершении онлайн-транзакций.

Что делать, если с вашей заблокированной карты уже сняли деньги

В большинстве случаев вы сможете вернуть все украденные средства, если операция была совершена по ранее заблокированной карте. Хотя это займет некоторое время, необходимое для опротестования финансовых операций.

Напишите заявление в банк и укажите, что операция прошла после блокировки пластиковой карты. Деньги должны вернуть после проверки. Банк-эмитент инициирует процедуру Chargeback (возврат денежных средств).

Сергей Кузьменко, руководитель Центра цифровой экспертизы Роскачества: «Даже если с вашей заблокированной карты украли деньги, нет повода для беспокойства. Помните, что банки и платежные системы принимают все необходимые меры для обеспечения безопасности операций и предотвращения несанкционированного доступа к счетам клиентов. После проверки, если операцию вы не совершали, деньги должны вернуть. Для того, чтобы свести риски к минимуму и защитить денежные средства, важно немедленно уведомлять банк о потере или краже карты, регулярно проверять выписки по счету и использовать дополнительные способы защиты банковских счетов: СМС-подтверждение операций, двухфакторную аутентификацию и установку лимитов на финансовые операции».